Соборы

Отправной точкой в создании колье «Соборы» стала, естественно, тема конкурса, — «Импрессионизм», основными средствами выразительности — кристаллы Сваровски.

Искусство всегда было моим источником жизни, вдохновения, моим откровением и открытием непознанного, путешествием в тысячи миров и ощущений, отдыхом и медитацией. Наверное потому отклик и импульс к участию в летнем конкурсе «Птички» был однозначным и бесспорным.

Композиция колье «Соборы» возникла из моей личной «коллекции» восмпоминаний, впечатлений, ощущений и размышлений, берущих начало в самых ранних встречах с репродукциями художников-импрессионистов и уже более поздних, сознательных моих походов в музеи. Из тех глубинных смыслов, запечатленных в полотнах великого Манифестора и Революционера Импрессионизма — Клода Моне.

В основу композиции вошли три произведения, знаковых и революционных для творчества самого Моне, и импрессионизма, как художественного течения в целом:
1. «Впечатление. Восход солнца 13 ноября 1872 года 7 часов 35 минут утра»;
2. Серия » Руанский собор», 1893 — май 1895 год;
3. Серия » Кувшинки», начатая Моне в 1914 году.

Центром композиционого решения украшения стала картина «Впечатление. Восход солнца», она была написана художником за 10 минут, и навсегда стала знаменем и манифестом нового искусства — Импрессионизма. Моне неутомимо искал свет и пытался запечатлеть на полотне мгновения.Он писал быстрыми и широкими мазками с натуры, спешил запечатлеть свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому. Этот Восход изменил взгляд современников на искусство, восприятие течения жизни, ее мгновений и смыслов, и в конечном итоге на самих себя.

Следующей реперной точкой в творчестве Клода Моне стали исследования световоздушой среды в сериях пейзажей. Он пишет одни и те же места, но в разное время суток, года, погоды. В своих первых сериях Моне ещё отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, но в серии «Руанский Собор» (1893 — 1895 гг.) он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями одно и то же — фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.

В «Соборах» Клод Моне ввел в живопись, обычно имевший дело лишь с тремя измерениями пространства 4-ое — время! Главный «персонаж» серии не сам собор, но свет: меняясь на наших глазах перламутрово-радужные стены дематереализуются, растворяясь словно мираж в световоздушой среде.

Именно это открытие Моне мне захотелось выразить и запечатлеть в своей работе. Передать призрачнось и вибрацию света и его влияние на цвет и фррму, его изменчивость в глазах смотрящего. Именно поэтому «Соборы» в композиции колье берут свое начало во «Впечатлении» и устремляются в своем движении вверх, в высь воздуха и света. Меняя, как и в серии Моне свои цвета и очертания.

Шпили соборов в созданном мной украшении, обвивают чокер из кожи и элементов, инкрустированных кристаллами Сваровски. Этот элемент колье стилизован под белый японский пешеходный мостик над прудом с кувшинками из знаменитого водного сада Клода Моне в Живерни. Этот мостик стал для меня своеобразным символом, объединившим творческие поиски и открытия реалистической живописи 19 века, рождением беспредметного искусства века 20 и движением к концептуальным идеям современного искусства нашего времени.

Новый взгляд, новая философия, введение в поле искусства новых материалов, инструментов, приемов, фактур. И это все один человек! Один художник. Начавший в 1914 свою последнюю, самую глубокую и уже откровенно абстрактную серию работ — «Кувшинки». Сам он выразил свои творческие устремления в трех словах: «Я ищу невозможного».

Известный арт-дилер Рене Гимпель так вспоминал свое первое впечатление от водяных лилий Моне:»В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира». Пожалуй, это самое близкое мне впечатление от серии «Кувшинки».

Бесконечность потока жизни, зарождение, расцвет и погружение в небытие. Восходит солнце и кувшинка поднимается на поверхность воды, чтобы явить свою красоту, отдать ее всю изменчивому миру. Именно поэтому, в украшении, композиционо я разместила кувшинки под лучами восходящего солнца, в пространстве воды и неба.

Каждая история имеет своё окончание, свой итог. Заходит солнце, и кувшинка сворачивает лепестки и исчезает из нашего мира, переходя в «зазеркальный» текучий подводный мир глубины и покоя, «нижний» мир. Мир подсознания, тайных знаний, жемчужин мудрости и озарений. Кувшинка живет сразу в нескольких мирах. И по праву является символом духовного преображения и расцвета человеческой души.

Искусство самый сильный и понятный каждому человеку язык. Оно способно потрясти тебя и за мгновение перевернуть мир. Именно это и сделали импрессионисты. Именно это впечатление и вдохновило меня в моей работе над созданием колье «Соборы»